Предвыборная программа партии
«Мекеним Кыргызстан»
- Кто мы?
Мы, члены партии «Мекеним Кыргызстан» – созидатели и единомышленники.. У членов партии есть опыт политической деятельности, большой стаж работы в различных сферах, начиная от госуправления до создания рабочих мест. Не смотря на отличия по возрасту и полу, национальности и вероисповеданию, по месту рождения и происхождению, нас объединяет общее понимание того, как сделать Кыргызстан комфортной страной для каждого кыргызстанца.
Сегодня во всем мире и в Кыргызстане наблюдается системный кризис вызванный пандемией коронавируса. Программа партии «Мекеним Кыргызстан» предусматривает ряд шагов по скорейшему выходу из него. Мы готовы и хотим работать в этом направлении со всеми конструктивными политическими силами страны, с гражданским обществом, с лидерами на местах. Потому что партия «Мекеним Кыргызстан» - это партия каждого кыргызстанца.
Партия «Мекеним Кыргызстан» осуществляет постоянный социологический мониторинг ситуации в стране. Мы держим руку на пульсе, чтобы знать, какие основные проблемы волнуют граждан Кыргызстана.
У команды «Мекеним Кыргызстан» есть много новаторских, антикризисных идей, в основе механизма реализации которых лежит социал-либеральная идеология.
Наши цели:
- Построение социально ориентированного государства с развитой рыночной экономикой.
- Рост благосостояния каждого гражданина республики.
Наши приоритеты:
- Свобода личности;
- Экономическая свобода;
- Уважение общества и государства к частной собственности;
- Равенство возможностей. В том числе равенство правовое и политическое;
- Толерантность, терпимость и великодушие.
Наши принципы:
- Приоритет национальных интересов;
- Свободная экономическая и политическая конкуренция;
- Либерально-плюралистическое управление;
- Стремление к миру и следование миру;
- Рационализм и прагматизм;
- Благосостояние граждан и государства.
- Скажи «ДА!» государству для народа
Элибиз – эң башкы байлагыбыз!
Государство для народа – это современное государство, оперативно отвечающее на запросы общества. Государство, предоставляющее своим гражданам качественные и своевременные услуги. Сильное и эффективное и при этом достаточно гибкое, активно использующее принцип целесообразности.
Партия «Мекеним Кыргызстан» нацелена внедрить эффективный механизм государственного управления.
Мы предлагаем:
- модернизировать государственный аппарат: сократить его штатную численность, устранить дублирование функций органов государственного управления, избавиться от ненужных функций, которые можно передать на аутсорсинг частным структурам.
- объединить министерства и ведомства за счет оптимизации и перераспределения функций.
- внедрить принцип многофункциональности. Объединить функции вице-премьеров и глав профильных министерств. По такому же принципу совместить функции министров и начальников управлений.
- внедрить новые механизмы отбора кадров в систему государственной службы, которые соответствовали бы стандартам компетентности и доверия общества.
- сократить количество депутатов Жогорку Кенеша вдвое. На содержание каждого депутата из бюджета государства уходят немалые средства. Значительная часть населения выразила ряд недовольств к работе нанешнего состава парламента Кыргызстана. Учитывая общественные запросы, партия «Мекеним Кыргызстан» считает, что в парламенте нам необходимо гнаться не за числом депутатов, а за качеством их работы. Как свидетельствует история кыргызского парламентаризма последних десятилетий – больше, не значит лучше.
Сокращение депутатского корпуса в меньшей степени даст экономию бюджетных средств и в большей повысит эффективность деятельности парламента. Партии уже не смогут включать в свои списки баласт, а будут тщательнее подходить к внутрипартийному отбору. В парламент придут действительно народные лидеры, лояльные к народу и образованные.
Поскольку предлагаемая нами административная реформа требует внесения изменений в Конституцию, сразу после выборов партия «Мекеним Кыргызстан» объявит сбор подписей под инициативой о проведении референдума.
- Скажи «ДА!» модернизации системы здравоохранения
Биринчи байлык ден соолук
Практически сразу после распада Советского Союза в Кыргызстане началось реформирование системы здравоохранения при участии многих международных доноров, агентств и организаций. С тех пор прошло почти 30 лет и несмотря на то, что сделано немало, ситуация в сфере здравоохранения требует новых подходов и смены ориентиров.
Основные проблемы в системе здравоохранения Кыргызстана очевидны:
- низкая оплата труда медиков в системе государственной медицины;
- устаревшая инфраструктура;
- низкое качество услуг и их недостаток;
- низкая конкурентность в среде;
- слабое регулирование и слабое управление;
- высокий уровень неофициальных платежей;
- неравномерное распределение медицинских услуг по стране в целом.
Большинство национальных и целевых программ в области здравоохранения реализовывались и реализуются, в основном, за счет международной финансовой помощи, а не за счет государственных средств.
Надо честно и открыто признать, что система здравоохранения Кыргызстана испытывает большие трудности с финансированием. В результате этого, прописанное законодательно предоставление всем бесплатных и качественных медицинских услуг, остается только декларацией.
Так же необходимо признать, что частичное реформирование для нашего здравоохранения – это не выход. Парадигма поэтапного реформирования себя не оправдала.
«Мекеним Кыргызстан» разработала концепт программы кардинального обновления здравоохранения.
В его основе лежат рыночные механизмы, которые необходимо быстро внедрять в систему здравоохранения, если мы хотим получить современные больницы по всей стране и реальную для всех доступность к медицинским услугам в кратчайший срок.
Опыт Грузии доказывает, что буквально за два года с начала реформ, переведя здравоохранение из функционала государства в частный сектор, можно построить по всей стране десятки современных многопрофильных больниц.
Различные исследования показывают, что малообеспеченные граждане Кыргызстана тратят более 70 % своего ежемесячного дохода, попадая в больницу. Многим приходится продавать или закладывать свое имущество, занимать средства, чтобы полностью оплатить лечение и медикаменты. Как следствие – вырос рынок нетрадиционной, бездоказательной медицины.
Мы предлагаем:
- принять государственную программу по развитию больничной сети на новых, рыночных принципах с полной перестройкой больничной инфраструктуры, с привлечением инвесторов по принципу сотрудничества: Земля, здания, людские ресурсы - с государства. Модернизация зданий, технологий лечения – с инвестора;
- изменить систему медицинского страхования – наравне с государственным медицинским страхованием надо стимулировать рынок услуг частных медицинских страховых кампаний, в том числе и зарубежных. Человек должен сам выбирать какой вид страхования ему выгодно брать;
- ввести систему медицинских сертификатов или ваучеров для малообеспеченных граждан и пенсионеров с правом использовать его по собственному выбору в любом лечебном заведении страны, в том числе и частном, независимо от своей прописки. Это поможет не только пациенту самостоятельно выбирать лечебницу, но и повысит конкурентоспособность всех медучреждений. Для этой цели целесообразно будет обязать каждую частную лечебную клинику бесплатно лечить 5% от количества своих пациентов;
- открыть сеть социальных аптек по всей стране. Мы предлагаем проработать для розничных сетей аптечных пунктов разработать возможность продавать ЛС из перечня жизненно-важных по себестоимости, взамен на льготный режим налогообложения и иммунитет от проверок со стороны правоохранительных органов;
- стимулировать развитие онлайн сектора медицинских услуг. Это выглядит утопической идеей, ведь не все врачи оснащены компьютерными технологиями и средствами связи для бесперебойного предоставления услуг из своего кабинета, не снижая качество лечения. В рамках программы президента по цифровизации госуслуг и повышения доступа населения к цифровым возможностям, мы хотим разработать механизм предоставления льготного кредитования из международных банков программы поддержки цифровизации оказания медицинской помощи с возможностью возврата средств в течение 5 лет.
- разработать отдельную программу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний, как часть большой программы модернизации здравоохранения.
- улучшить систему социального обеспечения медицинских работников, включая регулярную индексацию заработных плат.
- Скажи «ДА!» проекту обновления системы образования
Билими күчтүү миңди жыгат
Образование – один из самых действенных инструментов сокращения бедности и стимулирования экономического роста. Задача государства – обеспечить условия для развития системы образования, которое должно отвечать запросам времени, быть качественным и доступным для каждого.
В сфере школьного образования мы предлагаем:
- разработать государственную программу партнерства с бизнесом для строительства новых школ, а также для качественного ремонта аварийных школ. Партнерство должно строиться на взаимовыгодных условиях. Бизнесмен строит школу или вкладывает средства в ее ремонт, а взамен получает налоговые льготы.
- в сельской местности перейти от политики строительства маленьких школ, где мало учеников и дефицит учителей, к политике обеспечения подвоза школьников к местам обучения и обратно на специальных автобусах. Для этого разработать национальную программу «Школьный автобус». Такая программа станет действенным катализатором развития проекта по строительству и реабилитации дорог в регионах.
- вернуться к системе единой тарифной сетки при начислении зарплаты учителям, как одному из способов решения задачи по изменению их социального положения.
- пересмотреть содержание школьного образования в сторону увеличения часов преподавания ключевых общеобразовательных предметов: математике, физике, химии, биологии, географии, истории, русского и кыргызского языка. В 2012 году часы на эти предметы были безосновательно сокращены.
В сфере высшего образования мы предлагаем:
- провести аккредитацию всех высших учебных заведений, которых в стране более 50-ти в независимых международных комиссиях. Сегодня университеты стали своеобразным инструментом, чтобы занять хотя бы на время учебы безработную молодежь. Все вузы, не отвечающие высоким образовательным стандартам, после аккредитации должны быть закрыты.
- разработать национальную программу по подготовке кадров по разным специальностям в рамках обеспечения потребностей в результате анализа рынка труда.
- внедрение программ обучения на льготных условиях и последующее трудоустройство молодых специалистов по государственному заказу регионов.
- наладить деловые контакты между бизнесом и высшими учебными заведениями на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
Государство должно сделать акцент на системе профессионально-технического и среднего специального образования. Рынок труда ощущает острую нехватку в рабочих специальностях. У нас дефицит узкоспециализированных технических специалистов и переизбыток кадров гуманитарного направления, к примеру, как юристы, экономисты и международники.
- Скажи «ДА!» новому подходу в сфере культуры и искусства
Маданият – жан-дүйнө азыгы
Культура и искусство должны стать приоритетными направлениями в бюджетной политике. Пора прекратить финансировать их по остаточному принципу. Культура и искусство, их уровень напрямую влияют на качество человеческого капитала и являются внушительным ресурсом для экономического и социального развития.
Мы предлагаем:
- обеспечить повышение заработных плат в сфере культуры и искусства.
- разработать программу по перепрофилированию закрытых ранее Домов культуры и библиотек в новые культурные пространства и места проведения досуга.
- стимулировать и пропагандировать государством меценатство, как новую традицию общества.
- создать единый электронный фонд из архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов с единой информационной системой мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия. Обеспечить к ним доступ желающих в он-лайн формате.
- лоббировать на уровне государства включения в список культурного наследия ЮНЕСКО кыргызского лунного календаря и орхоно-енисейских надписей – памятника древнетюркского рунического письма Южной Сибири и Центральной Азии.
- Скажи «ДА!» программе доступного жилья
Үйсүз үй-бүлө – үнсүз булбул
Сегодня приобретение доступного жилья по-прежнему остается проблемой для работников бюджетной сферы, малообеспеченных слоев населения, жителей регионов. Государственная ипотечная компания способствует улучшению ситуации в этом направлении, но программа доступности жилья реализуется с перебоями, так как постоянно нуждается в финансировании.
Мы предлагаем:
- провести оптимизацию деятельности Государственной ипотечной компании.
- изыскать и привлечь дополнительные источники финансирования программ компании, направленных на создание более благоприятных условий для приобретения доступного жилья, с целью снизить нагрузку на бюджет страны.
- разработать программу арендного социального жилья с возможностью последующего выкупа.
- стимулировать местный бизнес и инвесторов, реализующих крупные проекты в регионах, в рамках своих социальных программ строить жилье для местных жителей.
- рассмотреть механизм развития строительства индивидуального жилья в регионах. В рамках такого механизма государство может предоставлять субсидии на софинансирование строительства жилья совместно со средствами работодателя. Работодатель сможет предоставлять такое жилье в аренду своим сотрудникам. По истечении пяти лет работы в сельской местности, у арендатора будет право приобрести это жилье в собственность по цене, не превышающей 15 % расчетной стоимости строительства самого жилья. Такой механизм не только привлечет молодых специалистов в регионы, но и стимулирует поэтапное развитие соответствующей инфраструктуры на местах.
- построить в течение двух лет в рамках государственно-частного партнерства по два многоквартирных жилых дома для врачей и учителей в Бишкеке и Оше.
- Скажи «ДА!» свободе слова и развитию гражданского общества
Күчтүү коом – күчтүү эл.
Кыргызская Республика один из лидеров региона по количеству и влиянию неправительственных и некоммерческих организаций, активно участвующих в жизни общества.
Демократические ценности в сочетании с нашей культурой создали уникальную модель, совмещающую активную гражданскую позицию и свободу слова. В 2020 году Кыргызстан занял 82-е место в мировом рейтинге свободы слова. Для сравнения, в том же рейтинге Казахстан занимает – 157-е место, Узбекистан – 156-е, а Таджикистан – 161-е.
Партия «Мекеним Кыргызстан» намерена поддерживать все законодательные инициативы, направленные на укреплении свободы слова в стране и развитие гражданского общества.
Сегодня, в разных государствах, в том числе и у нас возникают попытки регулировать интернет путем принятия различных ограничительных мер и запретительных законов.
Международное сообщество уже не первый год обсуждает перспективы принятия общей Конституции (Кодекса) интернета. Принятие такой Конституции, например, в рамках ООН способствовало бы снятию многих проблем, связанных с необходимостью введения интернет-правил на национальном уровне.
Принятие Жогорку Кенешем закона о «Манипуляции информацией» широко осуждалось в обществе, значит эта тема волнует людей.
Партия «Мекеним Кыргызстан» считает, что мы больше не можем ждать пока вопрос с интернет-Конституцией (Кодекс) решится на над национальном уровне.
Мы предлагаем:
- разработать нашу кыргызскую интернет-Конституцию (Кодекс). Сразу после выборов в Жогорку Кенеш организовать рабочую группу по подготовке проекта. В рабочую группу в обязательном порядке должны войти авторитетные представители гражданского общества, журналисты, чиновники и депутаты. Проект кыргызской интернет-Конституции должен пройти широкое общественное обсуждение.
- Скажи «ДА!» новым стимулам для бизнеса
Иштин башы - ишкерлик
Локомотивом экономического развития в ближайшие десятилетия станет малый и средний бизнес. В условиях кризиса многим крупным объектам намного сложнее восстановиться, выйти на самоокупаемость и опять начать получать прибыль, чем мини-предприятиям в масштабах одной семьи.
Чтобы стимулировать развитие бизнеса и предпринимательства мы предлагаем:
- кардинально сократить и упростить все процедуры регистрации и ведения бизнеса. В том числе и разрешительные процедуры. Начиная от открытия предприятия и до подключения его, если это нужно, к системе электро- и водоснабжения.
- сократить, а затем и вовсе упразднить уставной капитал.
- упростить и ускорить процедуру лицензирования.
- сократить перечень лицензируемой деятельности.
- в условиях кризиса на один год разрешить уличную торговлю без разрешительных документов, приостановить взимание платы за патенты для торговцев на рынках.
В рейтинге Doing Business 2020 Кыргызстан оказался на 80-м месте, потеряв за год десять позиций. «Мекеним Кыргызстан» ставит целью к 2025 году попасть в этом рейтинге в первую «двадцатку».
- Скажи «ДА!» цифровым инновациям
Санарип каганат
За последние два года Кыргызстан заметно продвинулся по пути цифровизации и развития IT-технологий. Пандемия коронавируса и условия карантина невольно ускорили процесс вхождения цифровых технологий буквально в каждый дом и в каждый бизнес.
У партии «Мекеним Кыргызстан» есть новые идеи для цифровой повестки дня, чтобы еще быстрее продвигаться на пути к превращению Кыргызстана в IT-хаб, который соединит Центральную Азию, Европу, Азию и Ближний Восток.
Мы предлагаем:
- для ускорения реализации амбициозных проектов в области цифровизации на уровне государства, в том числе и электронного правительства, повысить уровень осведомленности в области цифровых технологий сотрудников всех государственных учреждений и организаций. Необходимо разработать новые стандарты для всех, кто работает и собирается работать в государственном секторе. В современных реалиях владение компьютером на уровне пользователя явно недостаточно.
- принять программу государственно-частного партнерства по интернетизации всей страны. Интернет должен быть недорогим и доступным каждому.
- разработать инновационные образовательные программы по цифровой трансформации.
- обеспечить максимальную либерализацию для всех видов бизнеса в области IT.
- разработать и принять кодекс правил и процедур, регулирующих использование общей IT-инфраструктуры, открытые данные и обмен данными, электронные платежи.
- провести ревизию и устранить все недостатки в законодательстве, регулирующем IT-сферу и принять новые законы, если это необходимо.
- сделать государственным заказом рост числа профессионалов в области IT-технологий, от интернет-маркетинга до QA-инженеров. Эти специальности в учебных заведениях разных уровней необходимо поддерживать на государственном уровне.
- инициировать по линии ЕАЭС проведение в Бишкеке форума по глобальным трендам цифровизации и ее основным вызовам. Такой форум мог бы стать ежегодным и превратиться со временем в кыргызстанский Давос, только с цифровой повесткой.
- Скажи «ДА!» «зеленой» экономике
Табиятка таттуу мамиле
За последнее десятилетие в Кыргызстане на 50 % увеличились выбросы от стационарных источников. В сельском хозяйстве применение гербицидов выросло до 85 %. Продолжают деградировать пастбища. Площадь лесного фона сократилась на 20 %. До сих пор ряд сел не имеют доступа к питьевой воде, и их жители вынуждены брать воду из открытых источников. В результате деятельности человека сокращается площадь ледников.
Однако по сравнению с соседями по региону в Кыргызстане экологическая ситуация лучше. В отличие от них у нас нет крупных химических и других вредных предприятий и почти 90 % электроэнергии вырабатываются ГЭС. На этом основании мы могли бы стать в регионе площадкой для развития, проводником технологий «зеленой» экономики.
Партия «Мекеним Кыргызстан» в полной мере осознает свою ответственность перед народом, перед будущими поколениями за то, каким будет Кыргызстан, какие экосистемы в нем сохранятся, насколько чистым воздухом будут дышать наши дети.
Мы предлагаем:
- обеспечить жесткий контроль за выполнением регламентов ЕАЭС, касающихся перехода транспорта на высококачественный бензин, газ или электричество, а также работы лабораторий, сертифицирующих горюче-смазочные материалы.
- предоставить налоговые послабления для бизнес-предприятий, использующих транспорт на экологически чистом топливе.
- разработать программы по поэтапной масштабной реконструкции системы общественного транспорта в Бишкеке и Оше.
- отказаться от строительства новых тепловых электростанций и котельных, использующих уголь.
- в частном секторе оперативнее осуществлять перевод отопления на энергоэффективные газовые котлы.
- в холодное время года ввести дифференцированный тариф на электроэнергию.
- развивать солнечную и ветровую энергетику.
- перейти во всех государственных учреждениях на энергосберегающие лампы.
- перевести уличное освещение на энергосберегающие лампы.
- стимулировать производство биоудобрений.
- вести жесткий контроль за применением вредных препаратов, в том числе антибиотиков и анаболиков в животноводстве.
- поддерживать на государственном уровне производителей экологически чистой сельхозпродукции.
- поддерживать «зеленое» предпринимательство.
- Скажи «ДА!» новым национальным проектам в сельском хозяйстве
Мекеним айылдан башталат
Кыргызстан – это аграрная страна. Более 60 % населения трудится именно в этом секторе экономики. Для повышения потенциала нашего сельского хозяйства, в том числе и экспортного, необходимо сделать акцент на развитии садоводства. Продажа плодов многолетних садовых культур является рентабельным бизнесом и нам следует развивать это направление. Например, Молдова раньше закупала грецкие орехи в Кыргызстане. Сейчас там созданы ореховые плантации площадью более 15 тысяч гектаров и только от продажи орехов Молдова теперь получает ежегодную прибыль в размере 100 млн евро.
Кыргызстану есть смысл создавать сельскохозяйственные организации, которые будут специализироваться на яблоневых, черешневых, абрикосовых и других садах интенсивного типа. Они высокоурожайны, а потому наиболее рентабельны.
Партия Мекеним Кыргызстан предлагает реализовать Национальный проект «Сады Кыргызстана».
В результате земельной реформы Кыргызстан получил фрагментированное мелкотоварное сельскохозяйственное производство. Но мы не должны сейчас направлять усилия на формальное укрупнение хозяйств. Главной задачей должно стать усиление кооперации. Нам нужна сеть торгово-логистических центров, через которые аграрии смогут реализовывать свою продукцию, а также сеть станций по обслуживанию сельхозтехники, с возможностью брать ее в лизинг или аренду.
В каждом регионе должны быть созданы консультационные центры для фермеров, где они могли бы получать рекомендации по всем вопросам, касающимся своего бизнеса.
- Скажи «ДА!» развитию регионов
Элет өнүксө эл өнүгөт.
В последнее время политика государства повернулась лицом к регионам. Мы приветствуем такой подход. Именно сильные регионы – основа для развития страны.
Партия «Мекеним Кыргызстан» считает, что сегодня нужно сделать все, чтобы привлечь в регионы бизнес и стимулировать развитие производства и предпринимательства на местах. Чтобы продвинуться в этом направлении мы предлагаем:
- определить проекты государственно-частного партнерства для создания энергетической, транспортной, информационно-коммуникационных и социально-культурных инфраструктур в регионах. Создать каталог предлагаемых проектов по каждому региону.
- обеспечить справедливое распределение доходов от добычи природных ресурсов между государством, недропользователями и местными сообществами. Это положительно отразится на увеличении доходов регионов.
- повысить инвестиционную привлекательность регионов путем создания фискальных и административных льгот для инвесторов, вкладывающих средства в строительство, производство, проекты IT и проекты в рамках развития «зеленой» экономики, за исключением разработки и освоения полезных ископаемых.
- внедрить методологию проведения стратегических сессий с вовлечением жителей регионов в планирование стратегий и проектов развития своих городов, поселков и сел. Усиление постепенной финансовой самостоятельности регионов. Обеспечение роста уровня и качества жизни населения, проживающего в регионах, за счет развития экономики.
- активно развивать туризм. Кыргызстан – страна с красивейшей природой. Каждый регион должен определить какие направления туризма он может и хочет развивать. А задача государства – обеспечить поддержку этих направлений.
- Скажи «ДА!» проектам развития для каждой области
В Баткенской области инициировать развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного производства, ориентированного на выращивание рапса, а также сои, ягод и фруктов. Знаменитый баткенский урюк должен стать одной из визитных карточек региона и экспортным ориентиром.
Для Джалал-Абадской области инициировать дальнейшее развитие производства электроэнергии, электроники, добычи угля, других полезных ископаемых. Развитие агросектора, специализирующегося, в первую очередь, на производстве хлопка и переработке продуктов уникального природного феномена – дикорастущих лесов грецкого ореха. Развитие рекреационной инфраструктуры в этом географическом расположении будет ключевым.
В Иссык-Кульской области надо усиленно развивать рекреационно-туристическую инфраструктуру. А также транспортно-коммуникационную инфраструктуру. Высокодоходным может стать выращивание и переработка экологически чистых овощей и фруктов. Кроме того, на Иссык-Куле надо развивать структуру оказания услуг в области спортивной медицины. К нам могут приезжать для восстановления и реабилитации спортсмены со всего СНГ.
Нарынский регион должен использовать свое географическое положение и развивать торгово-логистический потенциал. Так же в Нарыне есть все условия для высокопродуктивного животноводства. Нарынская область может стать привлекательным местом для любителей этнотуризма. Направления экологического и медицинского туризма тоже могут стать перспективными для региона. Новый импульс надо дать и развитию СЭЗ «Нарын».
Для экономики Ошской области драйвером может стать развитие легкой, перерабатывающей промышленности, многоотраслевого аграрного сектора, прежде всего садовых культур и растениеводства. Развитие горнодобывающей промышленности. Развитие экологического, краеведческого, этнотуризма, а также развитие «зиярат» туризма, так как именно на территории области находится большое количества мазаров, святых мест, мечетей и т.д. Развитие современных коммуникаций, нефтедобывающей промышленности. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей торговлю южного региона с зарубежными странами, а также с двусторонней торговлей. Важный вопрос – продолжение строительства водопроводов и ирригационных систем.
Для Таласской области важно становление перерабатывающей промышленности, производство сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания и их экспорта, развитие коммуникаций. Кроме того, Таласская область может развивать культурно-исторический туризм.
Для Чуйской области приоритетным является развитие логистических центров, вклад инвестиций в IT-парк, инфраструктуру, добыча полезных ископаемых, переработка сельскохозяйственной продукции, повышение уровня образовательных учреждений.
- Скажи «ДА!» государственной поддержке трудовых мигрантов
Мекендин кадыры алыстан билинет
Активная трудовая миграция стала трендом последних десятилетий на постсоветском пространстве. Это вызвано прежде всего социально-экономическими условиями на родине, где трудно найти работу с достойной зарплатой. Кыргызстан так же стал поставщиком рабочей силы в основном в страны СНГ – Россию и Казахстан.
Увеличивающийся поток трудовых мигрантов государство должно рассматривать, как проблему для нормального развития страны и угрозу национальной безопасности.
«Мекеним Кыргызстан» считает, что нам нужна новая стратегия миграционной политики страны, направленная на снижение трудовой миграции и создание условий для возвращения мигрантов в Кыргызскую Республику. В текущем моменте новая стратегия должна прописывать четкие механизмы защиты прав и комплексной поддержки трудовых мигрантов.
Для разработки новой стратегии необходимо создать рабочую группу с обязательным участием, как представителей сообществ мигрантов, так и НПО, имеющих опыт работы в этом направлении.
Параллельно мы предлагаем сделать для наших мигрантов и соотечественников, постоянно проживающих в других странах, следующее:
- признанным лидерам диаспор за рубежом предоставить статус почетного консула.
- выдавать нашим соотечественникам, получившим иностранное гражданство, специальную карту – «Мекен Карт» для беспрепятственного осуществления экономической деятельности в Кыргызстане на равных с его гражданами.
- упростить процедуру получения кредитов в Российско-Кыргызском фонде развития соотечественниками, желающими открыть бизнес на родине.
- включить в полномочия первого заместителя омбудсмена Кыргызской Республики вопросы защиты прав трудящихся мигрантов – соотечественников.
- Важное – одной строкой
- Внешняя политика: «Мекеним Кыргызстан» поддерживает стратегический курс на Евразийскую интеграцию и более глубокую региональную интеграцию.
- Борьба с коррупцией: полная цифровизация рынка государственных услуг к 2025 году. Прозрачность и автоматизация процессов таможенного контроля, а также налоговой службы. Реформа судебно-правовой системы, направленная на минимизацию коррупционных рисков.
- Граница: комиссия по вопросам делимитации и демаркации государственных границ должна работать на постоянной основе.
- Волонтеры: учредить День волонтера и обеспечить добровольческим движениям всяческую поддержку со стороны государства.
- Развитие инфраструктуры: поддержка ускоренного строительства железной дороги по маршруту: КНР – Кыргызстан – Узбекистан. Открытие крупного логистического центра в Нарыне по согласованию с местными сообществами, совместно с доверенным международным инвестором строительство карго-центра на базе аэропорта «Манас». Инвестиционная программа реабилитации аэропортов по всей республике.
- Налоги: ввести принцип «одна страна – один налог». То есть, упразднить все налоги и оставить одни налог начисляемый на оборот бизнеса.
- Административно-территориальное деление: в течение пяти лет ликвидировать области, укрупнить районы и перейти к трехуровневой системе управления: республика – аймак – айыл.
- Послесловие к предвыборной программе партии «Мекеним Кыргызстан»
Программа «ДА!» партии «Мекеним Кыргызстан» – это пакет реальных проектов по многим направлениям жизнедеятельности страны. Программа партии лишена популизма и пронизана конкретикой. В ней учтены злободневные проблемы общества и представлены варианты их решений. Но, конечно, охватить все в одной программе было просто невозможно. Мы такую цель себе и не ставили.
Нам хотелось, чтобы программа партии была народной программой, понятной всем и каждому. Поэтому она написана очень доступным простым языком. Члены партии «Мекеним Кыргызстан» готовы участвовать в разработке многих государственных программ, необходимость которых указана в программе.
Мы уверены, что Кыргызстан может встать на путь устойчивого развития и удивить мир не очередной революцией на улицах, а интеллектуальной революцией, революцией инноваций и новых идей.
Кыргызстан может и должен стать примером успешной модернизации в регионе. Четыре восточноазиатских «тигра» уже есть. Пришло время центральноазиатских «барсов».