ПРОГРАММА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ “РЕФОРМА”

 

Мы свободный народ Кыргызстана, объединенный идеей сохранения наследия и передачи нашим детям сильной и процветающей страны. Для нас сильная страна - это в первую очередь успешный и богатый народ! Повышение уровня благосостояния каждого гражданина является приоритетным направлением для нашего политического движения.

 

У Кыргызстана есть все возможности, чтобы стать процветающей страной:

  • Мы живем на перепутье торговых путей в самом сердце Центральной Азии, у нас есть плодородная земля и с живописной природой и прозрачными реками;
  • Мы свободолюбивы и доказали, что не позволим тиранам и диктаторам управлять нами;
  • Мы решительны и предприимчивы;
  • Мы открыты к новым знаниям;
  • Мы научились жить, работать и добиваться успеха, не ожидая поддержки от государства.

 

Но, что мешает нам быть сильной страной с развитой экономикой?

К сожалению, наряду с нашими достижениями, мы сталкиваемся с большим количеством критических проблем и барьеров. За 30 лет мы не смогли построить действительно свободное общество с равными правами и верховенством закона, в котором комфортно жить и развиваться каждому человеку.

  • Высокий уровень безработицы и низкие заработки привели к тому, что более миллиона наших сограждан вынуждены искать работу за границей.
  • Коррупция проникла во все сферы жизни общества.
  • Раздутый госаппарат погряз в бюрократии.
  • Чрезмерное количество ограничений проверок ведет к коррупции на всех уровнях взаимодействия государства с народом и бизнесом.
  • Отсутствие четких правил и равенства перед законом выливается в недоверие к государству.
  • Государственный долг страны стремительно растет и сегодня достиг почти 5 млрд. долларов. На фоне глобального мирового кризиса в результате пандемии последствия могут быть необратимыми.
  • Мы не можем больше рассчитывать только на кредиты и займы для того, чтобы латать дыры в бюджете и выплачивать мизерную зарплату бюджетникам.
  • Эпидемия наглядно показала, что наша система здравоохранения разрушена и не способна сохранить здоровье и жизни граждан. Образование безнадежно отстает в своем развитии, не отвечая требованиям нового времени. Выпускники наших школ и университетов не готовы к конкуренции на глобальном уровне.
  • У нас нет доверия к судебной системе, которая так и не стала независимой ветвью власти и разъедается коррупцией.
  • Мы живем в страхе за себя, свою семью и свое дело. Мы чувствуем постоянную угрозу не только со стороны преступности, но и со стороны тех, кто дал присягу защищать наши права и свободы.

 

НАМ НЕОБХОДИМЫ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫЕ И КАРДИНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Мы верим в то, что частная инициатива и свободный бизнес в состоянии сами решить проблемы экономики, создать рабочие места и привлечь инвестиции. А роль государства должна быть сведена лишь к созданию условий и гарантий справедливости, защите прав человека и частной собственности, и развитию личности.

 

Что мы можем вместе предпринять для решения наших проблем?

 

 

  1. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

Для полной реализации нашей программы нам нужна НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ

70% процентов кыргызстанцев не читали и ничего не знают о своей Конституции. Следовательно, главный закон государства не играет в жизни большинства наших граждан особой роли. Причина разрыва между народом и Конституцией заключается в том, что все предыдущие и действующая Конституция были спущены и навязаны народу «сверху» и принимались без учета чаяний и интересов народа. Значение основного закона  обесценено антиконституционными действиями властьимущих.

  • Нам нужна новая «живая» Конституция – подлинный Общественный договор, основанный на национальных ценностях и демократических принципах. Конституция, принятая на основе общественного консенсуса будет заслуживать доверие и уважение народа.
  • Для этого необходимо созвать Народное конституционное совещание с широким участием ученых и представителей всех заинтересованных социальных групп и сфер для разработки и обсуждения проекта новой Конституции.
  • Новая Конституция должна определить форму правления, способы формирования высших органов государственной власти, численность депутатов, обеспечить подлинное народное представительство, обеспечить реальную независимость судебной власти, усилить ответственность государственных органов и должностных лиц.
  • На основе новой Конституции нам необходимо разработать и принять Кодекс КР о выборах, который обеспечит всем гражданам равное право избирать и быть избранными без всяких барьеров и ограничений в виде порогов и залогов.

 

  1. ОЧИЩЕНИЕ ВЛАСТИ (ЛЮСТРАЦИЯ). РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Для успешного осуществления реформ нам необходимо очищение власти – принятие Закона о люстрации с целью запретить доступ к власти лицам, прямо либо косвенно причастным к узурпации власти, созданию коррумпированной клановой системы госуправления, преследованию политических оппонентов, незаконному возбуждению уголовных дел, вынесению неправосудных приговоров. Люстрации будут подвергнуты все нарушители клятвы в верной службе народу - чиновники, судьи, следователи, прокуроры, как высшего так и среднего звена.

 

ГОСУПРАВЛЕНИЕ

 

Все предусмотренные в программе шаги тесно взаимосвязаны с реформами в системе гоударственного управления. В сложное для населения время большинство государственных органов бездействовали и тем самым показали свою недееспособность в разрешении чрезвычайной ситуации. Тем не менее, по сравнению с здравоохранением,  на их содержание расходуется значительно больше средств. Государственный аппарат чрезмерно раздут, а об эффективности их деятельности говорит положение в стране.

 

#РЕФОРМА для эффективности госуправления

  • Пересмотреть структуру и количественный состав каждого министерства и ведомства для оптимизации и сокращения госаппарата;
  • Усилить профессиональные и репутационные требования к кандидатам;
  • Изменить порядок и процедуры конкурсного отбора государственных и мниципальных служащих в сторону обеспечения максимальной объективности и прозрачности;
  • Упразднение института президентства либо существенное сокращение полномочий и избрание Президента Жогорку Кенешем;
  • Переход на парламентскую форму правления;
  • Внедрение механизма прямой демократии через создание прозрачной платформы для проведения онлайн голосования и составления петиций;
  • Сокращение государственного аппарата;
  • Ускорение цифровизации государственных процедур услуг

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Пандемия показала, что наши граждане не ожидая и не рассчитывая на помощь “сверху” способны к высокой самоорганизации и саморегулированию в чрезвычайных условиях. Что мешает им проявлять такую же активность и в повседневной жизни? Необходимо использовать потенциал гражданской активности и инициативности для развития местного самоуправления, дать местным сообществам реальную возможность самостоятельно решать местные проблемы под собственную ответственность и тем самым обеспечить подлинное народовластие.

 

#РЕФОРМА для народовластия на местах

    

  • Осуществить политическую децентрализацию через прямые выборы руководителей местного самоуправления;
  • Стимулировать развитие прямых форм народовластия – местных курултаев, собраний и сходов граждан;
  • Осуществить фискальную децентрализацию, предоставить органам МСУ адекватные их потребностям экономические и финансовые ресурсы;
  • Увеличить доли распределяемых налогов в пользу местных бюджетов;
  • Организовать открытые бюджетные слушания по вопросам формирования и исполнения бюджета органов МСУ;
  • Обеспечить прозрачность всей финансово-хозяйственной деятельности органов МСУ, включая сведения по налоговым поступлениям и расходам.
  • Широко внедрять систему "Электронный айыл окмоту";
  • Обеспечить высокий уровень представительства женщин в органах местного самоуправления и муниципальной службе;
  • Создать открытую базу данных социально-экономического развития сел и городов;
  • Создать эффективную систему обучения и повышения квалификации депутатов местных кенешей, глав айыл окмоту, муниципальных служащих, в том числе через он-лайн обучение;
  • Ликвидировать областные уровни управления и преобразовать 40 районов в 25 экономических округов.

 

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Кыргызстан сегодня -  это страна, где люди и бизнес не чувствуют себя защищенными ни от преступников, ни от правоохранительных органов. Мы перестали искать справедливость в судах, а сотрудники правоохранительных органов вызывают страх, а не чувство безопасности. Закон избирательно относится к гражданам в зависимости от статуса и размера кошелька, отсутствует неотвратимость наказания. Произошло слияние организованной преступности и власти. Все правоохранительные органы, призванные защищать предпринимателей, напротив рассматривают бизнес и граждан как источник личного обогащения. Деятельность и эффективность правоохранительных органов сейчас оценивается по количеству наказанных, а не по сокращению преступности и повышению безопасности.

 

Суды и правосудие

Главным пороком судебной системы являются судьи!

Беспринципность, продажность, безволие, угодничество – вот черты, ярко характеризующие сегодня образ судьи Кыргызской Республики. Своими решениями они растаптывают ценности и принципы правосудия, ломают человеческие судьбы, лишают людей достоинства и веры в справедливость. Нравственная деградация судей носит катастрофический, угрожающий характер и требует кардинального изменения. Каждый из нас и общество в целом нуждается в правосудии, осуществляемом профессиональным, независимым и непредвзятым судом, судьями, обладающими необходимыми профессиональными и морально-этическими качествами, независимыми и способными осуществлять правосудие и отстаивать его высокие стандарты.

 

#РЕФОРМА судебной системы

 

  • Лишить Президента права назначения судей и увольнения судей, а лидеров парламентских фракций возможности влияния на кадровые вопросы в судебной системе;
  • Увеличить число представителей гражданского общества в Совете по отбору судей и обеспечить прозрачность их отбора через открытый конкурс и публичные процедуры;
  • Обеспечить качественный отбор судей, выявляющий не только профессиональные знания и навыки, но прежде всего нравственные качества (безупречность), необходимые для осуществления правосудия;
  • Кандидаты в судьи обязаны дать согласие на осуществление специальной проверки на предмет соответствия требованиям безупречности и фактов легализации незаконно нажитых активов, при этом проверка активов должна проводиться в широком диапазоне не только в отношении самого кандидата, но и его близкого окружения (имущественная люстрация);
  • Обязать судей предавать общественной огласке любые факты вмешательства в осуществление правосудия;
  • Провести имущественную люстрацию действующих судей на предмет незаконного обогащения (проверка деклараций на соответствие фактическому имущественному положению);
  • Усилить меры ответственности судей и прозрачность рассмотрения дисциплинарных дел.

 

ГКНБ

Государственный комитет национальной безопасности сегодня - это орган, полностью утративший доверие граждан. Из-за полной закрытости и засекреченности всех направлений деятельности, отсутствия механизмов гражданского и парламентского контроля, ГКНБ стал представлять серьезную угрозу правам и свободам человека. Мы больше не должны жить под всеобъемлющим контролем ГКНБ и быть потенциальными жертвами политических репрессий! В демократическом государстве спецслужбы должны служить государству, а не Президенту и каким-либо кланам и политическим силам. ГКНБ стал инструментом преследования политических оппонентов, а не органом, призванным обеспечивать национальную безопасность.

 

#РЕФОРМА ГКНБ

  • Преобразовать ГКНБ в орган государственной безопасности (спецслужба), освободив его от всех полицейских функций. Орган государственной безопасности Кыргызской Республики должен защищать независимость нашего государства и его территориальную целостность (разведка и контрразведка), защищать наши границы и государственные секреты;
  • Создать специальный парламентский комитет для осуществления контроля за деятельностью спецслужб, особенно в части использования спецслужбами негласных методов и средств (наружное наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), так как их несанкционированное использование существенно нарушают права и свободы граждан;
  • Обеспечить парламентский контроль за соответствием запрашиваемых спецслужбами средств их реальным потребностям и использованием бюджетных средств и материально-технических ресурсов. Ежегодно заслушивать отчет о результатах их деятельности;
  • Исключить доминирующую роль Президента в назначении руководителей органов государственной безопасности;
  • Осуществить «чистку» спецслужб от профессионально и морально деградировавших кадров;
  • Разработать и принять новый закон об органах государственной безопасности.

 

ПРОКУРАТУРА

Прокуратура Кыргызской Республики – монстр, орган всеобъемлющего надзора, имеющий устрашающее влияние на всех должностных лиц,  на следствие и суд, прокуроры произвольно вторгаются в деятельность государственных органов, учреждений и организаций, хозяйствующих субъектов, проводят всеобъемлющие проверки,  осуществляют преследование должностных лиц по политическим заказам, они вмешиваются в правосудие и запугивают судей, они полностью контролируют следствие и используют его как коррупционную кормушку.

Объединение в руках одного органа несовместимых по своему характеру функций, а также то, что деятельность прокуратуры никому не подконтрольна, способствует тому, что в органах прокуратуры воцарилась атмосфера вседозволенности и безнаказанности.

Сегодня, с внедрением в правовую систему административных судов и института следственного судьи в надзорных функциях прокуратуры нет никакой необходимости.

Нам нужна другая, демократическая модель прокуратуры, принятая во всем цивилизованном мире.

 

#РЕФОРМА прокуратуры

  • Лишить прокуратуру функции общего надзора. Для обращения за восстановлением законности и нарушенных прав существуют административные суды. По сравнению с прокурорскими процедурами суд обязан обеспечить быстрое и открытое рассмотрение жалоб и обеспечить его исполнение;
  • Лишить прокуратуру функций надзора за следствием. Сегодня эту функцию выполняют следственные судьи;
  • Единственная функция прокуратуры - выдвижение обвинения и поддержание его в суде.

 

МИЛИЦИЯ

Безопасная среда является основой для развития личности и экономики. Только в условиях единых правил для всех возможно развитие государства. Мы должны построить страну, где люди будут чувствовать себя в безопасности, куда не будут бояться приезжать иностранцы, а инвесторы будут уверены, что их бизнес будет надежно защищен. А это новые рабочие места и увеличение благосостояние народа.

Необходимо превратить милицию из карательной и военизированной системы, в современную, пользующуюся доверием структуру, ориентированную на защиту прав граждан и интересов общества. Работа правоохранительных органов должна быть ориентирована не на наказание, а на профилактику и предотвращение преступлений.

Преступники должны стать изгоями общества, а не авторитетными людьми. Для эффективного обеспечения безопасности система должна быть полностью перестроена и ориентирована на интересы общества, а не на охрану политического режима.

 

#РЕФОРМА милиции

  • Министерство ввнутренних дел возглавит гражданское лицо;
  • Реорганизация органов внутренних дел (ОВД) и осуществление набора новых сотрудников на основе открытого конкурса с участием и под контролем общественности;
  • Системная борьба с преступностью фокусом на ликвидацию ОПГ;
  • Основным критерием оценки деятельности ОВД должен стать уровень доверия населения;
  • Все документы, регулирующие деятельность органов внутренних дел будут приведены в соответствие с международными стандартами прав человека;
  • Увеличение количества сотрудников правоохранительных органов, работающих с населением за счет сокращения сотрудников аппарата;
  • Увеличение количества женщин, работающих в милиции до 30% (сейчас 12%);
  • Рассекречивание и вывод в открытый доступ всех данных (структура ОВД, сведения о штатной численности, заработная плата, отчеты, в том числе финансовые, статистические отчеты о состоянии преступности, а также других отчетах)

КОРРУПЦИЯ

По официальным данным в Кыргызстане ежегодный ущерб от коррупции составляет порядка 15 млрд. сомов. Однако, реальные масштабы коррупции невозможно определить, так как коррупция проникла во все сферы нашей жизни и стала главным тормозом на пути развития страны. Коррупция не дает развиваться бизнесу, пополнять государственный бюджет, привлекать инвестиции, и тем самым, негативно влияет на эффективность экономики в целом. Коррупция ведет к росту социальной напряженности, неравенству и бедности, усилению организованной преступности, властвованию олигархических группировок, несправедливости судов, снижению уровня доверия к власти и др. В настоящее время коррупция вышла за рамки национальных границ. «Отмытые» коррупционные доходы включаются как в национальные, так и международные финансовые потоки, подрывая основы государственности и международный престиж страны.

 

Антикоррупционная  #РЕФОРМА

  • Незамедлительно создать парламентскую комиссию с участием представителей гражданского общества по проверке деклараций должностных лиц, занимающих высшие политические, специальные и административные должности на предмет незаконного приобретения и легализации активов. В последующем внедрить независимый специализированный механизм проверки, систему электронного декларирования, обеспечить открытый доступ к данным об имуществе должностных лиц и их близких родственников;
  • Принять закон “О раскрытии родственных связей”, который позволит предотвратить клановое управление, кумовство и землячество. Обязать чиновников при поступлении на службу и ежегодно заполнять электронные декларации (в открытом доступе) о конфликте интересов на предмет наличия родственных и иных близких связей в системе государственной и муниципальной службы, создать механизм их проверки;
  • Создать открытую базу данных о люстрированных и привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения должностных лицах;
  • Придать АКС статус независимого и самостоятельного органа, подконтрольного Жогорку Кенешу.

 

  1. РЕАНИМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Наша экономика находится в плачевном состоянии: Высокий уровень безработицы и низкие заработки вынуждают граждан уезжать из страны. В страну не идут инвесторы. Более того, за последние годы можно заметить рекордный отток капитала из страны.

Мы импортозависимая страна. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность бизнеса и системная коррупция привели к тому, что бизнес не развивается и не создаются новые рабочие места. Существенная часть экономики находится в тени. Каждый регион Кыргызстана обладает своими уникальными преимуществами для развития своей экономики, которые сейчас используются недостаточно. Незаконное вмешательство государственных и иных органов, а также криминальных элементов в деятельность бизнеса, рэкет и вымогательство не дают предпринимателям расти и развиваться. Мировой опыт доказал, что государство является плохим собственником. Наличие государственных компаний создает условия для коррупции и неравную конкуренцию для частного сектора.

 

Мы глубоко убеждены, что функции государства в экономике должны ограничиваться минимизацией барьеров, защитой права частной собственности и обеспечением быстрого и справедливого разрешения хозяйственных споров. Для этого государство должно поработать всего в двух направлениях:

 

Экономическая #РЕФОРМА

 

  1. Освобождение экономики от чрезмерного государственного вмешательства:
  • Ликвидация социального фонда и замена всех социальных отчислений социальным налогом в размере 10%;
  • Радикальное упрощение налогового администрирования;
  • Единый налог всем категориям предпринимателей вне зависимости от оборота;
  • Сокращение косвенных налогов в пользу прямых;
  • Разделение Налогового кодекса для МСБ и крупного бизнеса;
  • Цировизация услуг таможенных и налоговых служб;
  • Отмена излишних процедур, ограничений, сертификатов, разрешений, лицензий и т.д.;
  • Ликвидация избыточных контролирующих функций надзорных органов;
  • Ликвидация финансовой полиции;
  • Отчетность предпринимателей только перед Налоговой службой;
  • Обязательное исполнение решений международных арбитражных судов;
  • Получение инвестором всех необходимых документов и разрешений в одном месте;
  • Декриминализация налоговых преступлений;
  • Принятие предпринимательского кодекса;
  • Создание инвестиционных судов;
  • Отмена деления земель на категории и необходимости трансформации для стимулирования развития земельного рынка.

 

  1. Создание условий для развития бизнеса
  • Внедрение в Кыргызстане самого свободного и открытого в мире визового режима;
  • Передача международных аэропортов ведущим мировым операторам - управляющим компаниям;
  • Стимулирование развития возобновляемых источников энергии. Внедрение экономически обоснованных тарифов на электроэнергию;
  • Демонополизация сбыта электроэнергии;
  • Строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан;
  • Субсидирование технологий, ведущих к росту производительности труда в сельском хозяйстве;
  • Развитие перерабатывающей промышленности;
  • Обеспечить самые выгодные условия для работы креативных индустрий в регионе, расширив режим Парка Высоких Технологий за счет включения в него всех креативных индустрий.

 

  1. КАЧЕСТВЕННАЯ И ДОСТУПНАЯ МЕДИЦИНА ДЛЯ КАЖДОГО

Пандемия коронавируса как лакмусовая бумага выявила все системные проблемы здравоохранения в Кыргызстане: недостаток врачей и медперсонала, низкое качество подготовки врачебных кадров, отсутствие в больницах современного оборудования (цифровых рентген-установок, компьютерной томографии, МРТ), современных биохимических лабораторий, катастрофическое положение с обеспечением медикаментами в условиях эпидемии и т.д. В настоящее время в Кыргызстане на 10 тыс. населения приходится 21 врачей. Это ниже, чем в других странах: так по данным ВОЗ, в Казахстане 10 тыс. населения обслуживают 38 врачей, в Грузии - 47, в Беларуси - 40, а в Узбекистане – 25. В обеспеченности врачами сохраняется значительный географический дисбаланс: если в Оше на 10 тыс. населения приходится 26 врачей, то в Таласской области — это же число потенциальных пациентов обслуживает лишь 12 врачей. Отмечается дисбаланс и в структуре врачебных специальностей. По данным Минздрава, ситуация с семейными врачами просто катастрофическая: в настоящее время не хватает около 1,5 тыс. семейных врачей. Все эти проблемы не могли не отразиться на таких индикаторах эффективности системы здравоохранения как: показатель материнской смертности - по данным ВОЗ, он в Кыргызстане самый высокий среди стран постсоветского пространства - в республике на 100 тысяч живорождений приходится 76 материнских смертей. По показателю младенческой смертности Кыргызстан занимает 79 место в мире по соседству с такими странами как Вьетнам и Вануату. Ожидаемая продолжительность жизни в КР составляе 71,3 года, для сравнения в развитых странах 80 лет. Поэтому наша партия наметила следующие направления в реформе здравоохранения, которые должны видоизменить саму систему и поменять к лучшему жизнь основных её участников (пациентов и медработников):

 

#РЕФОРМА  для здравоохранения

 

  • Принятие Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения КР”;
  • Стимулирование добровольного медицинского страхования;
  • Сокращение административного аппарата и обеспечение функциональной независимости лечебных учреждений, введение выборности главных врачей с запретом избрания более чем на два срока;
  • Привлечение инвестиций в здравоохранение на основе государственно-частного партнерства;
  • Усиление роли и гарантий независимости профсоюзных организаций медработников;
  • Усиление готовности к эпидемиям (разработка подходящих планов действий; методов сбора данных, контроля и предотвращения инфекционных заболеваний; механизмов координации с различными государственными органами);
  • Внедрение и развитие кластерной медицины;
  • Образование университетских клиник для повышения уровня подготовки медицинских работников и развития науки;
  • Внедрение стационарозаменяющих технологий и форм оказания медицинской помощи;
  • Обеспечение неукоснительного соблюдения принципов доказательственной медицины при разработке клинических протоколов;
  • Стимулирование и поддержка медицинского туризма;

 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ

Кыргызстан – это люди. Именно люди делают невероятные открытия, развивают бизнес и создают рабочие места, именно люди поднимают флаг на международных соревнованиях и прославляют Кыргызстан своим творчеством. Вкладывая и инвестируя в развитие наших детей и молодежи, мы закладываем основу сильной экономики и страны в будущем. Развитие личности и человеческого капитала одна из самых главных функций государства.

Наша система образования устарела и не отвечает современным требованием рынка труда. Мы готовим специалистов умирающих профессий. Система профессионального технического образования отстала от развития. Острая нехватка квалифицированных специалистов в стране является одним из главных препятствий для экономического роста. Мизерная зарплата работников образования полностью убивает интерес к профессии преподавателя. Инфраструктура образовательных учреждений стареет, а компьютер является роскошью для учеников.

Деятели культуры и спорта не могут реализовать свои таланты из-за отсутствия достаточной поддержки со стороны государства и вынуждены искать поддержку за рубежом. Образование, культура и спорт держатся на энтузиастах, которые работают за мизерную зарплату.

Низкое качество образования подтверждается результатами Проекта развития человеческого капитала Всемирного Банка. Так, в 2018 году этот проект определил разрыв в обучении в Кыргызской Республике в 4,2 года. То есть к 18-летнему возрасту учащиеся, в среднем, заканчивают 12,6 лет дошкольного, начального и среднего образования, что эквивалентно лишь 8,4 годам, если скорректировать годы обучения с учетом качества обучения. Развитие личности и человеческого капитала одна из самых главных функций государства. Наша система образования устарела и не отвечает современным требованием рынка труда. Мы готовим специалистов умирающих профессий. Система профессионального технического образования отстала в своём развитии. Острая нехватка квалифицированных специалистов в стране является одним из главных препятствий для экономического роста. Мизерная зарплата работников образования полностью убивает интерес к профессии преподавателя. Инфраструктура образовательных учреждений стареет, а компьютер является роскошью для учеников. Человеческий капитал и его гибкость будут определять возможность и способность страны успешно развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям в будущем. В развитых странах стоимость человеческого капитала в 1,5 раза превышает стоимость основного капитала, а его вклад в рост ВВП составляет 60-80%. Если мы хотим жить в процветающей стране, нам жизненно необходима хорошо продуманная и кардинальная Реформа образования. Поэтому наша партия наметила следующие направления, которые должны видоизменить саму систему образования и поменять к лучшему жизнь основных её участников (детей/молодёжи и преподавателей):

 

#РЕФОРМА для образования

 

  • Изменение принципов финансирования школ через внедрение ваучера и его постепенное повышение, налоговое стимулирование создания частных высших, средних и средне-специальных учебных заведений;
  • Внедрение системы попечительских советов и самостоятельное управление финансовыми и человеческими ресурсами во всех учебных заведениях;
  • Внедрение эффективной модели профессионального и карьерного роста педагогов, основанной на связи материального стимулирования с ростом квалификации;
  • Разработка рамочных учебных программ (с ограниченной долей обязательных дисциплин) и их регулярный пересмотр с участием работодателей и учётом передового медународного опыта;
  • Ликвидация Академии наук и организация исследовательских центров при вузах;
  • Внедрение рейтингов всех образовательных учреждений по стране;
  • Развитие инклюзивного и дистанционного образования, в том числе для ЛОВЗ.

 

  1. РАЗВИТИЕ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ

 

Природа и ресурсы страны являются составной частью совокупного богатства общества. Деятельность, которая наносит ущерб экологии больше, чем приносимая обществу польза, сокращает общее богатство, делает нас беднее и противоречит интересам граждан.

На сегодня в стране происходит экоцид. Мы стремительно теряем славу экологически благополучной страны. Наши горы загрязняются мусором и промышленными отходами, столица стала городом с одним из наиболее загрязненным воздухом в мире, происходит деградация почв, водоемов, потеря уникальных экосистем. Это не соответствует ни заветам наших предков, которые оставили нам в наследие благодатный Кыргызстан, ни принципам устойчивого развития.

Не может быть настоящего благополучия без чистого воздуха, воды, пищи. Государство обязано обеспечить защиту общественных интересов и не допускать действий, которые, разрушая экологию страны, уменьшают общественное благо.

 

#РЕФОРМА для экологии

  • Запрет хозяйственной деятельности, польза от которой меньше долгосрочного ущерба для экологии;
  • Усиление природоохранного законодательства и государственных институтов по охране окружающей среды;
  • Запрещение ведения работ, наносящих вред ледникам;
  • Увеличение в несколько раз площади озеленения страны;
  • Внедрение инновационных водосберегающих технологий полива;
  • Развитие экологически чистого общественного транспорта;
  • Создание инфраструктуры и предоставление льгот для электромобилей;
  • Постепенный отказ от использования угля для выработки электроэнергии и отопления и с переходом на более безопасные источники;
  • Очистные сооружения в каждом населенном пункте Кыргызстана;
  • Постепенный отказ от использования пластика;
  • Внедрение культуры бережного отношения к окружающей среды и понимания основ устойчивого развития.

 

Мы избрали путь реформ. Это долгий и тернистый путь, проходящий через кризисы, судьбоносные решения и непонимание. И мы осознаем свою ответственность за нашу веру и идеи. Мы призываем всех объединиться во имя сохранения наследия предков и передачи нашим детям сильного и процветающего Кыргызстана!