ПРОГРАММА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ “РЕФОРМА”
Мы свободный народ Кыргызстана, объединенный идеей сохранения наследия и передачи нашим детям сильной и процветающей страны. Для нас сильная страна - это в первую очередь успешный и богатый народ! Повышение уровня благосостояния каждого гражданина является приоритетным направлением для нашего политического движения.
У Кыргызстана есть все возможности, чтобы стать процветающей страной:
- Мы живем на перепутье торговых путей в самом сердце Центральной Азии, у нас есть плодородная земля и с живописной природой и прозрачными реками;
- Мы свободолюбивы и доказали, что не позволим тиранам и диктаторам управлять нами;
- Мы решительны и предприимчивы;
- Мы открыты к новым знаниям;
- Мы научились жить, работать и добиваться успеха, не ожидая поддержки от государства.
Но, что мешает нам быть сильной страной с развитой экономикой?
К сожалению, наряду с нашими достижениями, мы сталкиваемся с большим количеством критических проблем и барьеров. За 30 лет мы не смогли построить действительно свободное общество с равными правами и верховенством закона, в котором комфортно жить и развиваться каждому человеку.
- Высокий уровень безработицы и низкие заработки привели к тому, что более миллиона наших сограждан вынуждены искать работу за границей.
- Коррупция проникла во все сферы жизни общества.
- Раздутый госаппарат погряз в бюрократии.
- Чрезмерное количество ограничений проверок ведет к коррупции на всех уровнях взаимодействия государства с народом и бизнесом.
- Отсутствие четких правил и равенства перед законом выливается в недоверие к государству.
- Государственный долг страны стремительно растет и сегодня достиг почти 5 млрд. долларов. На фоне глобального мирового кризиса в результате пандемии последствия могут быть необратимыми.
- Мы не можем больше рассчитывать только на кредиты и займы для того, чтобы латать дыры в бюджете и выплачивать мизерную зарплату бюджетникам.
- Эпидемия наглядно показала, что наша система здравоохранения разрушена и не способна сохранить здоровье и жизни граждан. Образование безнадежно отстает в своем развитии, не отвечая требованиям нового времени. Выпускники наших школ и университетов не готовы к конкуренции на глобальном уровне.
- У нас нет доверия к судебной системе, которая так и не стала независимой ветвью власти и разъедается коррупцией.
- Мы живем в страхе за себя, свою семью и свое дело. Мы чувствуем постоянную угрозу не только со стороны преступности, но и со стороны тех, кто дал присягу защищать наши права и свободы.
НАМ НЕОБХОДИМЫ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫЕ И КАРДИНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ
Мы верим в то, что частная инициатива и свободный бизнес в состоянии сами решить проблемы экономики, создать рабочие места и привлечь инвестиции. А роль государства должна быть сведена лишь к созданию условий и гарантий справедливости, защите прав человека и частной собственности, и развитию личности.
Что мы можем вместе предпринять для решения наших проблем?
- КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА
Для полной реализации нашей программы нам нужна НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ
70% процентов кыргызстанцев не читали и ничего не знают о своей Конституции. Следовательно, главный закон государства не играет в жизни большинства наших граждан особой роли. Причина разрыва между народом и Конституцией заключается в том, что все предыдущие и действующая Конституция были спущены и навязаны народу «сверху» и принимались без учета чаяний и интересов народа. Значение основного закона обесценено антиконституционными действиями властьимущих.
- Нам нужна новая «живая» Конституция – подлинный Общественный договор, основанный на национальных ценностях и демократических принципах. Конституция, принятая на основе общественного консенсуса будет заслуживать доверие и уважение народа.
- Для этого необходимо созвать Народное конституционное совещание с широким участием ученых и представителей всех заинтересованных социальных групп и сфер для разработки и обсуждения проекта новой Конституции.
- Новая Конституция должна определить форму правления, способы формирования высших органов государственной власти, численность депутатов, обеспечить подлинное народное представительство, обеспечить реальную независимость судебной власти, усилить ответственность государственных органов и должностных лиц.
- На основе новой Конституции нам необходимо разработать и принять Кодекс КР о выборах, который обеспечит всем гражданам равное право избирать и быть избранными без всяких барьеров и ограничений в виде порогов и залогов.
- ОЧИЩЕНИЕ ВЛАСТИ (ЛЮСТРАЦИЯ). РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для успешного осуществления реформ нам необходимо очищение власти – принятие Закона о люстрации с целью запретить доступ к власти лицам, прямо либо косвенно причастным к узурпации власти, созданию коррумпированной клановой системы госуправления, преследованию политических оппонентов, незаконному возбуждению уголовных дел, вынесению неправосудных приговоров. Люстрации будут подвергнуты все нарушители клятвы в верной службе народу - чиновники, судьи, следователи, прокуроры, как высшего так и среднего звена.
ГОСУПРАВЛЕНИЕ
Все предусмотренные в программе шаги тесно взаимосвязаны с реформами в системе гоударственного управления. В сложное для населения время большинство государственных органов бездействовали и тем самым показали свою недееспособность в разрешении чрезвычайной ситуации. Тем не менее, по сравнению с здравоохранением, на их содержание расходуется значительно больше средств. Государственный аппарат чрезмерно раздут, а об эффективности их деятельности говорит положение в стране.
#РЕФОРМА для эффективности госуправления
- Пересмотреть структуру и количественный состав каждого министерства и ведомства для оптимизации и сокращения госаппарата;
- Усилить профессиональные и репутационные требования к кандидатам;
- Изменить порядок и процедуры конкурсного отбора государственных и мниципальных служащих в сторону обеспечения максимальной объективности и прозрачности;
- Упразднение института президентства либо существенное сокращение полномочий и избрание Президента Жогорку Кенешем;
- Переход на парламентскую форму правления;
- Внедрение механизма прямой демократии через создание прозрачной платформы для проведения онлайн голосования и составления петиций;
- Сокращение государственного аппарата;
- Ускорение цифровизации государственных процедур услуг
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Пандемия показала, что наши граждане не ожидая и не рассчитывая на помощь “сверху” способны к высокой самоорганизации и саморегулированию в чрезвычайных условиях. Что мешает им проявлять такую же активность и в повседневной жизни? Необходимо использовать потенциал гражданской активности и инициативности для развития местного самоуправления, дать местным сообществам реальную возможность самостоятельно решать местные проблемы под собственную ответственность и тем самым обеспечить подлинное народовластие.
#РЕФОРМА для народовластия на местах
- Осуществить политическую децентрализацию через прямые выборы руководителей местного самоуправления;
- Стимулировать развитие прямых форм народовластия – местных курултаев, собраний и сходов граждан;
- Осуществить фискальную децентрализацию, предоставить органам МСУ адекватные их потребностям экономические и финансовые ресурсы;
- Увеличить доли распределяемых налогов в пользу местных бюджетов;
- Организовать открытые бюджетные слушания по вопросам формирования и исполнения бюджета органов МСУ;
- Обеспечить прозрачность всей финансово-хозяйственной деятельности органов МСУ, включая сведения по налоговым поступлениям и расходам.
- Широко внедрять систему "Электронный айыл окмоту";
- Обеспечить высокий уровень представительства женщин в органах местного самоуправления и муниципальной службе;
- Создать открытую базу данных социально-экономического развития сел и городов;
- Создать эффективную систему обучения и повышения квалификации депутатов местных кенешей, глав айыл окмоту, муниципальных служащих, в том числе через он-лайн обучение;
- Ликвидировать областные уровни управления и преобразовать 40 районов в 25 экономических округов.
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Кыргызстан сегодня - это страна, где люди и бизнес не чувствуют себя защищенными ни от преступников, ни от правоохранительных органов. Мы перестали искать справедливость в судах, а сотрудники правоохранительных органов вызывают страх, а не чувство безопасности. Закон избирательно относится к гражданам в зависимости от статуса и размера кошелька, отсутствует неотвратимость наказания. Произошло слияние организованной преступности и власти. Все правоохранительные органы, призванные защищать предпринимателей, напротив рассматривают бизнес и граждан как источник личного обогащения. Деятельность и эффективность правоохранительных органов сейчас оценивается по количеству наказанных, а не по сокращению преступности и повышению безопасности.
Суды и правосудие
Главным пороком судебной системы являются судьи!
Беспринципность, продажность, безволие, угодничество – вот черты, ярко характеризующие сегодня образ судьи Кыргызской Республики. Своими решениями они растаптывают ценности и принципы правосудия, ломают человеческие судьбы, лишают людей достоинства и веры в справедливость. Нравственная деградация судей носит катастрофический, угрожающий характер и требует кардинального изменения. Каждый из нас и общество в целом нуждается в правосудии, осуществляемом профессиональным, независимым и непредвзятым судом, судьями, обладающими необходимыми профессиональными и морально-этическими качествами, независимыми и способными осуществлять правосудие и отстаивать его высокие стандарты.
#РЕФОРМА судебной системы
- Лишить Президента права назначения судей и увольнения судей, а лидеров парламентских фракций возможности влияния на кадровые вопросы в судебной системе;
- Увеличить число представителей гражданского общества в Совете по отбору судей и обеспечить прозрачность их отбора через открытый конкурс и публичные процедуры;
- Обеспечить качественный отбор судей, выявляющий не только профессиональные знания и навыки, но прежде всего нравственные качества (безупречность), необходимые для осуществления правосудия;
- Кандидаты в судьи обязаны дать согласие на осуществление специальной проверки на предмет соответствия требованиям безупречности и фактов легализации незаконно нажитых активов, при этом проверка активов должна проводиться в широком диапазоне не только в отношении самого кандидата, но и его близкого окружения (имущественная люстрация);
- Обязать судей предавать общественной огласке любые факты вмешательства в осуществление правосудия;
- Провести имущественную люстрацию действующих судей на предмет незаконного обогащения (проверка деклараций на соответствие фактическому имущественному положению);
- Усилить меры ответственности судей и прозрачность рассмотрения дисциплинарных дел.
ГКНБ
Государственный комитет национальной безопасности сегодня - это орган, полностью утративший доверие граждан. Из-за полной закрытости и засекреченности всех направлений деятельности, отсутствия механизмов гражданского и парламентского контроля, ГКНБ стал представлять серьезную угрозу правам и свободам человека. Мы больше не должны жить под всеобъемлющим контролем ГКНБ и быть потенциальными жертвами политических репрессий! В демократическом государстве спецслужбы должны служить государству, а не Президенту и каким-либо кланам и политическим силам. ГКНБ стал инструментом преследования политических оппонентов, а не органом, призванным обеспечивать национальную безопасность.
#РЕФОРМА ГКНБ
- Преобразовать ГКНБ в орган государственной безопасности (спецслужба), освободив его от всех полицейских функций. Орган государственной безопасности Кыргызской Республики должен защищать независимость нашего государства и его территориальную целостность (разведка и контрразведка), защищать наши границы и государственные секреты;
- Создать специальный парламентский комитет для осуществления контроля за деятельностью спецслужб, особенно в части использования спецслужбами негласных методов и средств (наружное наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), так как их несанкционированное использование существенно нарушают права и свободы граждан;
- Обеспечить парламентский контроль за соответствием запрашиваемых спецслужбами средств их реальным потребностям и использованием бюджетных средств и материально-технических ресурсов. Ежегодно заслушивать отчет о результатах их деятельности;
- Исключить доминирующую роль Президента в назначении руководителей органов государственной безопасности;
- Осуществить «чистку» спецслужб от профессионально и морально деградировавших кадров;
- Разработать и принять новый закон об органах государственной безопасности.
ПРОКУРАТУРА
Прокуратура Кыргызской Республики – монстр, орган всеобъемлющего надзора, имеющий устрашающее влияние на всех должностных лиц, на следствие и суд, прокуроры произвольно вторгаются в деятельность государственных органов, учреждений и организаций, хозяйствующих субъектов, проводят всеобъемлющие проверки, осуществляют преследование должностных лиц по политическим заказам, они вмешиваются в правосудие и запугивают судей, они полностью контролируют следствие и используют его как коррупционную кормушку.
Объединение в руках одного органа несовместимых по своему характеру функций, а также то, что деятельность прокуратуры никому не подконтрольна, способствует тому, что в органах прокуратуры воцарилась атмосфера вседозволенности и безнаказанности.
Сегодня, с внедрением в правовую систему административных судов и института следственного судьи в надзорных функциях прокуратуры нет никакой необходимости.
Нам нужна другая, демократическая модель прокуратуры, принятая во всем цивилизованном мире.
#РЕФОРМА прокуратуры
- Лишить прокуратуру функции общего надзора. Для обращения за восстановлением законности и нарушенных прав существуют административные суды. По сравнению с прокурорскими процедурами суд обязан обеспечить быстрое и открытое рассмотрение жалоб и обеспечить его исполнение;
- Лишить прокуратуру функций надзора за следствием. Сегодня эту функцию выполняют следственные судьи;
- Единственная функция прокуратуры - выдвижение обвинения и поддержание его в суде.
МИЛИЦИЯ
Безопасная среда является основой для развития личности и экономики. Только в условиях единых правил для всех возможно развитие государства. Мы должны построить страну, где люди будут чувствовать себя в безопасности, куда не будут бояться приезжать иностранцы, а инвесторы будут уверены, что их бизнес будет надежно защищен. А это новые рабочие места и увеличение благосостояние народа.
Необходимо превратить милицию из карательной и военизированной системы, в современную, пользующуюся доверием структуру, ориентированную на защиту прав граждан и интересов общества. Работа правоохранительных органов должна быть ориентирована не на наказание, а на профилактику и предотвращение преступлений.
Преступники должны стать изгоями общества, а не авторитетными людьми. Для эффективного обеспечения безопасности система должна быть полностью перестроена и ориентирована на интересы общества, а не на охрану политического режима.
#РЕФОРМА милиции
- Министерство ввнутренних дел возглавит гражданское лицо;
- Реорганизация органов внутренних дел (ОВД) и осуществление набора новых сотрудников на основе открытого конкурса с участием и под контролем общественности;
- Системная борьба с преступностью фокусом на ликвидацию ОПГ;
- Основным критерием оценки деятельности ОВД должен стать уровень доверия населения;
- Все документы, регулирующие деятельность органов внутренних дел будут приведены в соответствие с международными стандартами прав человека;
- Увеличение количества сотрудников правоохранительных органов, работающих с населением за счет сокращения сотрудников аппарата;
- Увеличение количества женщин, работающих в милиции до 30% (сейчас 12%);
- Рассекречивание и вывод в открытый доступ всех данных (структура ОВД, сведения о штатной численности, заработная плата, отчеты, в том числе финансовые, статистические отчеты о состоянии преступности, а также других отчетах)
КОРРУПЦИЯ
По официальным данным в Кыргызстане ежегодный ущерб от коррупции составляет порядка 15 млрд. сомов. Однако, реальные масштабы коррупции невозможно определить, так как коррупция проникла во все сферы нашей жизни и стала главным тормозом на пути развития страны. Коррупция не дает развиваться бизнесу, пополнять государственный бюджет, привлекать инвестиции, и тем самым, негативно влияет на эффективность экономики в целом. Коррупция ведет к росту социальной напряженности, неравенству и бедности, усилению организованной преступности, властвованию олигархических группировок, несправедливости судов, снижению уровня доверия к власти и др. В настоящее время коррупция вышла за рамки национальных границ. «Отмытые» коррупционные доходы включаются как в национальные, так и международные финансовые потоки, подрывая основы государственности и международный престиж страны.
Антикоррупционная #РЕФОРМА
- Незамедлительно создать парламентскую комиссию с участием представителей гражданского общества по проверке деклараций должностных лиц, занимающих высшие политические, специальные и административные должности на предмет незаконного приобретения и легализации активов. В последующем внедрить независимый специализированный механизм проверки, систему электронного декларирования, обеспечить открытый доступ к данным об имуществе должностных лиц и их близких родственников;
- Принять закон “О раскрытии родственных связей”, который позволит предотвратить клановое управление, кумовство и землячество. Обязать чиновников при поступлении на службу и ежегодно заполнять электронные декларации (в открытом доступе) о конфликте интересов на предмет наличия родственных и иных близких связей в системе государственной и муниципальной службы, создать механизм их проверки;
- Создать открытую базу данных о люстрированных и привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения должностных лицах;
- Придать АКС статус независимого и самостоятельного органа, подконтрольного Жогорку Кенешу.
- РЕАНИМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Наша экономика находится в плачевном состоянии: Высокий уровень безработицы и низкие заработки вынуждают граждан уезжать из страны. В страну не идут инвесторы. Более того, за последние годы можно заметить рекордный отток капитала из страны.
Мы импортозависимая страна. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность бизнеса и системная коррупция привели к тому, что бизнес не развивается и не создаются новые рабочие места. Существенная часть экономики находится в тени. Каждый регион Кыргызстана обладает своими уникальными преимуществами для развития своей экономики, которые сейчас используются недостаточно. Незаконное вмешательство государственных и иных органов, а также криминальных элементов в деятельность бизнеса, рэкет и вымогательство не дают предпринимателям расти и развиваться. Мировой опыт доказал, что государство является плохим собственником. Наличие государственных компаний создает условия для коррупции и неравную конкуренцию для частного сектора.
Мы глубоко убеждены, что функции государства в экономике должны ограничиваться минимизацией барьеров, защитой права частной собственности и обеспечением быстрого и справедливого разрешения хозяйственных споров. Для этого государство должно поработать всего в двух направлениях:
Экономическая #РЕФОРМА
- Освобождение экономики от чрезмерного государственного вмешательства:
- Ликвидация социального фонда и замена всех социальных отчислений социальным налогом в размере 10%;
- Радикальное упрощение налогового администрирования;
- Единый налог всем категориям предпринимателей вне зависимости от оборота;
- Сокращение косвенных налогов в пользу прямых;
- Разделение Налогового кодекса для МСБ и крупного бизнеса;
- Цировизация услуг таможенных и налоговых служб;
- Отмена излишних процедур, ограничений, сертификатов, разрешений, лицензий и т.д.;
- Ликвидация избыточных контролирующих функций надзорных органов;
- Ликвидация финансовой полиции;
- Отчетность предпринимателей только перед Налоговой службой;
- Обязательное исполнение решений международных арбитражных судов;
- Получение инвестором всех необходимых документов и разрешений в одном месте;
- Декриминализация налоговых преступлений;
- Принятие предпринимательского кодекса;
- Создание инвестиционных судов;
- Отмена деления земель на категории и необходимости трансформации для стимулирования развития земельного рынка.
- Создание условий для развития бизнеса
- Внедрение в Кыргызстане самого свободного и открытого в мире визового режима;
- Передача международных аэропортов ведущим мировым операторам - управляющим компаниям;
- Стимулирование развития возобновляемых источников энергии. Внедрение экономически обоснованных тарифов на электроэнергию;
- Демонополизация сбыта электроэнергии;
- Строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан;
- Субсидирование технологий, ведущих к росту производительности труда в сельском хозяйстве;
- Развитие перерабатывающей промышленности;
- Обеспечить самые выгодные условия для работы креативных индустрий в регионе, расширив режим Парка Высоких Технологий за счет включения в него всех креативных индустрий.
- КАЧЕСТВЕННАЯ И ДОСТУПНАЯ МЕДИЦИНА ДЛЯ КАЖДОГО
Пандемия коронавируса как лакмусовая бумага выявила все системные проблемы здравоохранения в Кыргызстане: недостаток врачей и медперсонала, низкое качество подготовки врачебных кадров, отсутствие в больницах современного оборудования (цифровых рентген-установок, компьютерной томографии, МРТ), современных биохимических лабораторий, катастрофическое положение с обеспечением медикаментами в условиях эпидемии и т.д. В настоящее время в Кыргызстане на 10 тыс. населения приходится 21 врачей. Это ниже, чем в других странах: так по данным ВОЗ, в Казахстане 10 тыс. населения обслуживают 38 врачей, в Грузии - 47, в Беларуси - 40, а в Узбекистане – 25. В обеспеченности врачами сохраняется значительный географический дисбаланс: если в Оше на 10 тыс. населения приходится 26 врачей, то в Таласской области — это же число потенциальных пациентов обслуживает лишь 12 врачей. Отмечается дисбаланс и в структуре врачебных специальностей. По данным Минздрава, ситуация с семейными врачами просто катастрофическая: в настоящее время не хватает около 1,5 тыс. семейных врачей. Все эти проблемы не могли не отразиться на таких индикаторах эффективности системы здравоохранения как: показатель материнской смертности - по данным ВОЗ, он в Кыргызстане самый высокий среди стран постсоветского пространства - в республике на 100 тысяч живорождений приходится 76 материнских смертей. По показателю младенческой смертности Кыргызстан занимает 79 место в мире по соседству с такими странами как Вьетнам и Вануату. Ожидаемая продолжительность жизни в КР составляе 71,3 года, для сравнения в развитых странах 80 лет. Поэтому наша партия наметила следующие направления в реформе здравоохранения, которые должны видоизменить саму систему и поменять к лучшему жизнь основных её участников (пациентов и медработников):
#РЕФОРМА для здравоохранения
- Принятие Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения КР”;
- Стимулирование добровольного медицинского страхования;
- Сокращение административного аппарата и обеспечение функциональной независимости лечебных учреждений, введение выборности главных врачей с запретом избрания более чем на два срока;
- Привлечение инвестиций в здравоохранение на основе государственно-частного партнерства;
- Усиление роли и гарантий независимости профсоюзных организаций медработников;
- Усиление готовности к эпидемиям (разработка подходящих планов действий; методов сбора данных, контроля и предотвращения инфекционных заболеваний; механизмов координации с различными государственными органами);
- Внедрение и развитие кластерной медицины;
- Образование университетских клиник для повышения уровня подготовки медицинских работников и развития науки;
- Внедрение стационарозаменяющих технологий и форм оказания медицинской помощи;
- Обеспечение неукоснительного соблюдения принципов доказательственной медицины при разработке клинических протоколов;
- Стимулирование и поддержка медицинского туризма;
- ОБРАЗОВАНИЕ
Кыргызстан – это люди. Именно люди делают невероятные открытия, развивают бизнес и создают рабочие места, именно люди поднимают флаг на международных соревнованиях и прославляют Кыргызстан своим творчеством. Вкладывая и инвестируя в развитие наших детей и молодежи, мы закладываем основу сильной экономики и страны в будущем. Развитие личности и человеческого капитала одна из самых главных функций государства.
Наша система образования устарела и не отвечает современным требованием рынка труда. Мы готовим специалистов умирающих профессий. Система профессионального технического образования отстала от развития. Острая нехватка квалифицированных специалистов в стране является одним из главных препятствий для экономического роста. Мизерная зарплата работников образования полностью убивает интерес к профессии преподавателя. Инфраструктура образовательных учреждений стареет, а компьютер является роскошью для учеников.
Деятели культуры и спорта не могут реализовать свои таланты из-за отсутствия достаточной поддержки со стороны государства и вынуждены искать поддержку за рубежом. Образование, культура и спорт держатся на энтузиастах, которые работают за мизерную зарплату.
Низкое качество образования подтверждается результатами Проекта развития человеческого капитала Всемирного Банка. Так, в 2018 году этот проект определил разрыв в обучении в Кыргызской Республике в 4,2 года. То есть к 18-летнему возрасту учащиеся, в среднем, заканчивают 12,6 лет дошкольного, начального и среднего образования, что эквивалентно лишь 8,4 годам, если скорректировать годы обучения с учетом качества обучения. Развитие личности и человеческого капитала одна из самых главных функций государства. Наша система образования устарела и не отвечает современным требованием рынка труда. Мы готовим специалистов умирающих профессий. Система профессионального технического образования отстала в своём развитии. Острая нехватка квалифицированных специалистов в стране является одним из главных препятствий для экономического роста. Мизерная зарплата работников образования полностью убивает интерес к профессии преподавателя. Инфраструктура образовательных учреждений стареет, а компьютер является роскошью для учеников. Человеческий капитал и его гибкость будут определять возможность и способность страны успешно развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям в будущем. В развитых странах стоимость человеческого капитала в 1,5 раза превышает стоимость основного капитала, а его вклад в рост ВВП составляет 60-80%. Если мы хотим жить в процветающей стране, нам жизненно необходима хорошо продуманная и кардинальная Реформа образования. Поэтому наша партия наметила следующие направления, которые должны видоизменить саму систему образования и поменять к лучшему жизнь основных её участников (детей/молодёжи и преподавателей):
#РЕФОРМА для образования
- Изменение принципов финансирования школ через внедрение ваучера и его постепенное повышение, налоговое стимулирование создания частных высших, средних и средне-специальных учебных заведений;
- Внедрение системы попечительских советов и самостоятельное управление финансовыми и человеческими ресурсами во всех учебных заведениях;
- Внедрение эффективной модели профессионального и карьерного роста педагогов, основанной на связи материального стимулирования с ростом квалификации;
- Разработка рамочных учебных программ (с ограниченной долей обязательных дисциплин) и их регулярный пересмотр с участием работодателей и учётом передового медународного опыта;
- Ликвидация Академии наук и организация исследовательских центров при вузах;
- Внедрение рейтингов всех образовательных учреждений по стране;
- Развитие инклюзивного и дистанционного образования, в том числе для ЛОВЗ.
- РАЗВИТИЕ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
Природа и ресурсы страны являются составной частью совокупного богатства общества. Деятельность, которая наносит ущерб экологии больше, чем приносимая обществу польза, сокращает общее богатство, делает нас беднее и противоречит интересам граждан.
На сегодня в стране происходит экоцид. Мы стремительно теряем славу экологически благополучной страны. Наши горы загрязняются мусором и промышленными отходами, столица стала городом с одним из наиболее загрязненным воздухом в мире, происходит деградация почв, водоемов, потеря уникальных экосистем. Это не соответствует ни заветам наших предков, которые оставили нам в наследие благодатный Кыргызстан, ни принципам устойчивого развития.
Не может быть настоящего благополучия без чистого воздуха, воды, пищи. Государство обязано обеспечить защиту общественных интересов и не допускать действий, которые, разрушая экологию страны, уменьшают общественное благо.
#РЕФОРМА для экологии
- Запрет хозяйственной деятельности, польза от которой меньше долгосрочного ущерба для экологии;
- Усиление природоохранного законодательства и государственных институтов по охране окружающей среды;
- Запрещение ведения работ, наносящих вред ледникам;
- Увеличение в несколько раз площади озеленения страны;
- Внедрение инновационных водосберегающих технологий полива;
- Развитие экологически чистого общественного транспорта;
- Создание инфраструктуры и предоставление льгот для электромобилей;
- Постепенный отказ от использования угля для выработки электроэнергии и отопления и с переходом на более безопасные источники;
- Очистные сооружения в каждом населенном пункте Кыргызстана;
- Постепенный отказ от использования пластика;
- Внедрение культуры бережного отношения к окружающей среды и понимания основ устойчивого развития.
Мы избрали путь реформ. Это долгий и тернистый путь, проходящий через кризисы, судьбоносные решения и непонимание. И мы осознаем свою ответственность за нашу веру и идеи. Мы призываем всех объединиться во имя сохранения наследия предков и передачи нашим детям сильного и процветающего Кыргызстана!